Анна Лем: «Цветы - бизнес с настроением праздника»

Опубликовано:: 18 июня 2010, 11:40
Раздел: Интересно

Порог этого магазина покупатель переступает с особым настроением.

Нежный, красивый, ароматный товар в праздничной упаковке помогает выразить симпатию, проявить благодарность и завоевать любовь. Креативный букет цветочного бизнеса для Коммерсант.Уз составила арт-директор цветочного магазина «Green field» Анна Лем.

Коммерсант.Уз: Анна, профессия флориста сегодня пользуется большой популярностью. Десять лет назад вы были в числе первопроходцев этого направления искусства в Ташкенте. Как начинали и где постигали мастерство работы с цветами?

Анна Лем: С раннего детства для меня самым главным учителем было стремление создавать что-то своими руками. Чем я только не занималась: лепка, роспись по тарелкам, шитье и вышивка, вязание и рисование. Каждый раз меня полностью захватывало новое ремесло, я достигала в нем определенного уровня, и находила что-то другое. И однажды я нашла дело, в котором в полной мере сочетается все то, что я умею и люблю. И это дело - флористика.

До этого у меня было общее преставление о цветочном рынке: алайский базар, букет из трех гладиолусов. Флористика открыла для меня новый, удивительный мир, которым я наслаждаюсь вот уже более десяти лет.

Коммерсант.Уз: За эти годы у вас, как у профессионального флориста, выработался свой стиль?

Анна Лем: Скорее нет, чем да. У меня нет как такового своего стиля, причем не могу сказать, что я озадачена его поиском. Дело в том, что я очень разносторонний человек. Мне одинаково нравится все: и траурная флористика и свадебная и детская. Для того чтобы иметь свой стиль, нужно иметь ярко выраженный эмоциональный уровень. Каждый мой букет зависит от того, в каком настроении я пребываю в данный момент времени. С другой стороны мой стиль - хорошее качество работы.

Коммерсант.Уз: Какими качествами должен обладать человек, для того чтобы быть успешным в цветочном бизнесе?

Анна Лем: Для флориста это, прежде всего, творческое начало и позитивный настрой. Огромное значение имеет знание психологии и просто доброжелательное отношение к людям: желание понять клиента и помочь ему сделать выбор.

Успешный флорист - творческий человек, отличный продавец и талантливый психолог. В нашем деле не достаточно просто создать гениальный букет, нужно еще и убедить клиента в том, что это действительно шедевр.

Я встречала людей, которые были прекрасными флористами, но не могли продвинуть свой талант. Они хотели просто создавать цветочные композиции. Как правило, такие люди не добиваются успеха во флористике. Художник должен суметь правильно преподнести свой товар, чтобы клиент пришел еще раз и пришел именно к вам.

Коммерсант.Уз: Каким был ваш путь от профессионального флориста до владельца цветочного магазина?
 

 

 

 

Анна Лем: Путь был непростым, и на этом пути бывшее руководство преподало мне немало бесплатных уроков, которые помогли состояться в бизнесе. На первом месте работы, будучи флористом, я делала много интересных и эксклюзивных вещей, которые хорошо продавались. Причем, то, что клиентам не говорили, что их делала я, меня не волновало. Выдавая очередную зарплату, владелец магазина решил преподать мне бесплатный урок. Он положил рядом две пачки денег - одну большую и одну маленькую. Большую забрал себе, а маленькую отдал мне. Урок состоял в том, что, как бы хорошо ты не работала, главное в бизнесе - это имя.

Через два дня я уволилась и начала плодотворную работу над созданием своего имени.

Изначально я определила для себя сферу деятельности. Исходя из того, что я очень люблю свадьбы, дни рождения, и в целом праздники, мой выбор пал на оформительскую флористику. Овладевать азами этого интересного искусства я отправилась за пределы республики. До сих пор помню свою первую свадьбу, когда передо мной поставили сорок ваз, и мне одной необходимо было их оформить. Так началась моя практика в свадебной индустрии.

Это был колоссальный опыт, когда я самостоятельно вела свадебное оформление, начиная от закупа цветов и заканчивая финальным штрихом в оформлении праздника. Достигнув определенного уровня, я вернулась в Ташкент. После чего все свои и не только свои сбережения вложила в цветочный магазин. И поверьте, ни дня об этом не пожалела.

Коммерсант.Уз: Аня, сегодня «Green field» - семейный бизнес. Почему было принято такое решение и как семейные ценности помогают ведению бизнеса?

Анна Лем: «Green field» - это место, где происходит полная реализация каждого члена нашей семьи. Я, как творческий человек, постоянно придумываю что-то новое, муж, будучи техническим директором, помогает технически оформить мои самые смелые цветочные фантазии. Брат мужа заведует финансами компании, а его жена выступает в качестве консультанта, направляя наши действия в нужное русло.

Секрет нашего успеха состоит в том, что в нашем цветочном бизнесе собрались настоящие профессионалы, которые творчески и с удовольствием реализуют свой потенциал. Семейные ценности помогают нам во время остановиться и успокоиться. Кроме того, семейственность дает непередаваемое чувство поддержки и опоры со стороны партнеров по бизнесу.

Коммерсант.Уз: В чем состоит специфика цветочного бизнеса, каковы его тонкости и нюансы?

Анна Лем: Конечно, самая большая тонкость цветочного бизнеса - мимолетность товара. Цветок - он сегодня цветок, завтра - подобие цветка, а послезавтра - мертвая ветка. Все финансовые и творческие кризисные ситуации связаны с жизненным циклом товара. Мы постоянно озабоченны вопросом как сохранить цветы, продлить им жизнь. В этой связи существует очень много тонкостей и нюансов, узнавать которые приходится на практике, исходя из личного опыта. Флористы сами по себе очень скрытые люди и никогда не будут делиться с коллегами секретами своего мастерства.

 

Еще один нюанс бизнеса - ценовая политика. Так, учитывая качество наших цветов и профессиональную работу, мы могли бы смело ставить цены на порядок выше, чем в городе. Однако мы этого не делаем, а стараемся выдержать существующую на рынке ценовую политику. Вместе с тем, продавцы цветов на базарах зачастую снижают цены на цветы или же вовсе продают их по себестоимости, что оказывает существенное влияние на ценовую политику цветочного рынка.

 

 

 

 

Коммерсант.Уз: Иными словами, на цветочном рынке действует жесткая конкуренция? В чем состоят ваши методы ведения конкурентной борьбы, и определите в целом отношение к коллегам по цеху?

Анна Лем: Конкуренция на рынке действительно огромна. Кроме того, в столичном цветочном бизнесе действует стабильный рынок - алайский базар. Понятно, что мы - флористика другого уровня. Вместе с тем, даже те клиенты, которые обслуживаются у нас, позволяют себе купить пачку роз с базара и принести в наш магазин на упаковку. При этом страшно обижаются, когда слышат отказ. И дело не в том, что у нас плохие цветы, а в том, что где-то можно найти чуть дешевле.

Я считаю, что настоящий профессионал своего дела не должен бояться конкуренции. Ведь если ты занимаешься тем, что тебе нравится, ты сможешь придумать что-то еще. Лично я люблю конкурентов, они не дают расслабиться.

 

К примеру, у нас в этом году был хит сезона - цветы в дамских сумочках. Не прошло и три дня, как я увидела похожий продукт на алайском базаре. Конечно, это было не то качество, вместе с тем клиент, увидев этот «шедевр» и не зная о нашей коллекции, может решить, что блеклая подделка - верх мастерства флориста.

Коммерсант.Уз: Аня, какие рекомендации вы могли бы дать людям, которые хотят состояться в цветочном бизнесе?

Анна Лем: Прежде всего, не торопиться и не рисковать. Чтобы понять специфику работы, нужно идти в уже сложившиеся коллективы и там постигать азы нашего ремесла. Флористика - это постоянная учеба, начиная от того, как сохранить цветы и заканчивая тем, как их закрепить, каким цветом упаковки воспользоваться. Для того чтобы выстроить свой бизнес важно пройти все стадии: начиная от того, что вы будете подметать пол там, где стоят цветы, и заканчивая оформлением свадебных торжеств и наличием списка постоянных клиентов. Путь это не простой, и, учитывая многочисленные нюансы цветочного бизнеса, достаточно рискованный. Именно поэтому я убеждена, что профессиональный флорист должен умело совмещать в себе роль директора, флориста и собственника бизнеса. Практика западных, да и отечественных цветочных магазинов показывает, что именно такой бизнес может быть максимально успешным.

Коммерсант.Уз: Ваши пожелания читателям сайта Коммерсант.Уз?

Анна Лем: Побольше позитива, улыбок и максимум положительных эмоций. Любите друг друга и выражайте свою любовь самым красивым и романтичным способом - букетом цветов.

Коммерсант.Уз: Спасибо большое и успехов Вам в вашем бизнесе!


Беседовала Марина Низовцева.

Фотографии Сардора Шаахмедова. kommersant.uz




Эта статья опубликована на сайте Krasota.uz (www.krasota.uz)
URL этой статьи: http://krasota.uz/interesno/4263