Наталья Мусина: «Наши проекты очень интересны, но главное – профессионализм»

Опубликовано:: 01 июля 2010, 21:26
Раздел: Интересно

Выставки и презентации, проводимые этой арт-галереей, всегда привлекают пристальное внимание любителей искусств и специалистов. О них говорят, о них пишут. Всегда впечатляют и другие проекты, осуществляемые дизайн-студией «Караван-групп». Следует особо отметить высокий уровень дизайна залов, в которых располагаются известные рестораны «Караван», «Челси», «The one» (б. «Караван») и другие. Мы попросили ответить на ряд вопросов одного из организаторов этих проектов, известного искусствоведа  Наталью Мусину.musi

Наталья Константиновна, ваши проекты в Ташкенте, как правило, у всех на устах. Чувствуется, что вы работаете над ними с большим удовольствием и глубоким знанием дела. И потому возникает вопрос, как это всё так хорошо получается. Как вы стали искусствоведом и специалистом по декоративно-прикладному искусству?

– Искусствоведом я стала потому, что мне очень нравится узбекское искусство, хотя первое моё образование театроведческое. В Узбекистане всегда проводятся крупные, обращающие на себя внимание выставки. И это замечательно. Есть и совсем небольшие проекты, которыми занимаемся мы. Работаем в небольшом зале театра «Ильхом». Это такая камерная площадка, на которой каждый месяц на протяжении уже многих лет проводим выставки молодых и не очень молодых художников. И вот эта камерность нас очень привлекает, потому что можно сделать вот такие небольшие проекты, связанные с развитием узбекского искусства для зрителей театра «Ильхом».

А прикладное искусство – это моя давняя любовь. Моя мама раньше часто ездила в различные экспедиции, писала о традиционном узбекском балете, классическом узбекском танце. Благодаря этим экспедициям я узнала, что такое узбекское прикладное искусство. Я узнала, что такое национальный костюм, вышивки, ткани. И это мне очень понравилось. Поэтому общение с людьми, народными мастерами мне всегда доставляет большое удовольствие. И вот то, что сейчас существуют вот такие выставки, как «Базар-Арт», где можно встретиться со всеми этими людьми, всегда очень интересно. Всё, что связано с прикладным искусством, всегда интересно. По утрам я стараюсь посмотреть «Модный приговор» с Васильевым. Он очень часто появляется на экране в узбекских шарфах. И это признак того, что узбекская традиционная ткань с крайне сложной техникой исполнения привлекает очень многих людей. То же самое можно сказать о ювелирном искусстве, искусстве росписи, резьбы по дереву и так далее. И если взять всю Центральную Азию, самое большое прикладное искусство – у нас в Узбекистане, и наиболее развитое. И мне кажется, что чем больше этим занимаешься, чем больше в это погружаешься, тем больше людей это привлекает. На мой взгляд, это очень важно для таких сфер, как туризм, ресторанное дело, для любого бизнеса, связанного с искусством.

Для всего этого очень важно иметь хорошее образование. Оно у вас есть. Где вы учились?

– Я училась в Ташкентском театрально-художественном институте. Уже став театроведом, будучи преподавателем в этом вузе, я стала приобретать профессию искусствоведа. Надо сказать, что педагоги у нас были блестящие. Они нам дали очень хороший старт. Потом я училась во Франции. У нас был такой проект, когда мы после обучения защищали диссертацию в высшей коммерческой школе Руана. Было очень трудно, потому что это надо было делать на французском языке. А я приехала туда, практически зная его совсем немного. Но до этого я стажировалась и училась в Москве в аспирантуре. Я вообще люблю учиться. К нам приехал недавно замечательный мастер-ювелир, дизайнер из Еревана. Он провел очень интересный мастер-класс, и туда я тоже ходила учиться. То есть учиться надо всегда.

 

Да конечно, учиться надо постоянно. И в том Караване и в этом доминирует искусство. И это сделано с глубоким знанием дела, когда заходишь и попадаешь в какой-то храм искусства. Становится очень интересно, хочется смотреть, хочется это осмыслить, приобрести, что особенно понравилось.

Как вы пришли к этому?

– Проект возник после долгих размышлений с сыном, с нашими друзьями. Мы объединили с Тимуром усилия. Он занимался ресторанным бизнесом. Я занималась галерейным бизнесом. И это уже несколько таких проектов, и видим, как это нравится людям. Просто всё надо делать профессионально. Я всегда очень боюсь дилетантов. Дилетантизм всегда рождает отсутствие вкуса, а у нас работают профессионалы. И первым я хотела бы назвать имя Бабура Исмаилова. Это замечательный художник, человек, который, как говорится, не два в одном, а шесть в одном. Все проекты практически сделаны с ним. В том числе, и вот этот последний. Мы с ним работаем уже не один год, понимаем, друг друга, поэтому даже наши творческие споры проходят со знаком плюс. Но главное – профессионализм. К сожалению, я вижу и немало эпигонских проектов. Что касается Бабура Исмаилова, у него, что называется, часто «слизывают», появляется контрафактная продукция в этой сфере. Это, я считаю, недопустимо. Если это живопись, она должна быть хорошей, если это графика, она должна быть высокого класса. А ведь найти хорошего художника, чтобы сделать свой оригинальный проект, вовсе не проблема. Но для этого нужно хорошее образование и вкус. И ещё один человек, о котором я хотела бы сказать, говоря о нашей команде, это Лола Бабаева. Хороший художник, с хорошим образованием. У неё хороший вкус, прекрасный живописец, график. Стала живописцем совсем недавно, она отлично чувствует модели. Она в основном рисует женщин и у неё всё замечательно получается.

Вот такое соединение усилий профессионалов – рестораторов, художников, искусствоведов – даёт нужные результаты. А если берёшь с улицы мальчика-первокурсника, результатов хороших не будет. И не важно, что ты делаешь – ресторан, кафе, гостиницу, концерт, выставку. Все должны делать профессионалы, а у нас в Узбекистане их вполне достаточно.

photo1

Много хороших проектов делает ваш сын Тимур и очень радует вас, как я знаю, рождение внука. Что вы могли бы об этом сказать?

– Мой внук сегодня самый главный человек в моей жизни. Его зовут Бабур, в честь нашего Бабура Исмаилова. Очень симпатичный человечек, мне кажется, что растёт очень талантливый, красивый, умный мальчик. Я его очень люблю. Что касается моего сына, то, несмотря на его достаточно сложный характер, он человек очень творческий и делает, на мой взгляд, очень много интересного. Трудоголик, я бы сказала. Мы все – и я, и Тимур, и Бабур – трудоголики. Мы получаем удовольствие не только от результата, а и от процесса работы. И у него такие же друзья. И у них рождаются всё новые и новые идеи. И так должно быть всегда. Недавно я приехала из Москвы, посмотрела как выглядят достаточно интересные рестораны: «Пушкин», «Турандот», другие. Это всё театральные проекты. В ресторане «Пушкин» официанты одеты так, как в эпоху Пушкина. И мы тоже работаем в стиле театральных проектов. И вот эта театрализация очень привлекает людей.

И что же дальше, над какими новыми проектами идёт работа?

– Работа идёт, она вообще не останавливается. И новые выставки будут, и новые презентации. Могу рассказать о новом и весьма интересном проекте «Караван-групп». Это большая сеть в одном и том же месте. Это сеть в одном ресторане, как бы соединённая, и «Караван», и «Челси», и «Изуми». Причём это прекрасное по своей красоте место в горах Ташкентской области. Это сразу за Юсупханой, Ходжикентом, вниз дорога уходит на Газалкент. Это место, где существуют древние наскальные изображения, петроглифы. Помогает в этом нам наш знаменитый академик, известный археолог Эдвард Васильевич Ртвеладзе. Он блестяще знает историю этих мест. Там стоят 300-летние чинары. Всё это можно назвать необыкновенной красоты музеем под открытым небом. И Тимур пригласил помочь нам знаменитого японского дизайнера Коза Иватани.

Коза Иватани не просто дизайнер, он архитектор японских садов. Ему больше 70 лет, он работал в Париже, других городах мира. И давно мечтал приехать в Узбекистан. А в «Караван-групп» он появился таким образом. Есть такой замечательный мастер Алишер Назиров. Это знаменитый риштанский мастер, создающий блестящую керамику. Все наши заведения отделаны его керамическими плитками. У него была отличная выставка в Японии. Алишер и его брат открыли в Риштане школу изучения японского языка. Там 200 детей уже говорят по-японски, поют японские песни. Иватани был приглашён туда благодаря Алишеру и Ганишеру Назировым. Он влюбился в Узбекистан, и всё время говорил, что хотел бы осуществить какой-то проект. Вот так он сделал у нас небольшой, но очень красивый сад камней в «Изуми» – одном ресторане сети «Караван-групп». И вот теперь он сделал ландшафтную архитектуру, сад камней в этом новом нашем проекте. Он сделал там небольшие оригинальные скамеечки. И если там сядете, и будете слышать шум реки, и смотреть на древние петроглифы, а рядом множество ресторанов, я думаю, это будет для всех очень интересно. Дальше там будет строиться гостиница семиэтажная. Автор проекта Серго Сутягин. А в целом – это музей природы, музей археологии. И шествует над его осуществлением Эдвард Васильевич Ртвеладзе, глубочайший знаток археологии и истории этих мест. А Тимур подобрал очень хороший коллектив архитекторов, ландшафтников. Опять же, архитектор, дизайнер этого проекта – Бабур Исмаилов. И опять же в этом проекте участвуют множество мастеров. Среди них гиждуванская семья Назруллаевых, риштанские мастера во главе с Алишером Назировым. Это всё будет и уже есть в проекте Бабура. Мастерская Алишера Назирова уже начала работать с «Караван-групп». Конечно, там будут и вышивки, и ткани, и ковры, все, чем богата узбекская земля, в этих ресторанах, гостиницах будет. Главное здание уже построено. И вокруг красота неописуемая, место просто сказочное. И это совсем недалеко от Ташкента, в 60-километрах, меньше часа езды на машине. Мы надеемся, что там будет масса гостей. Рождается очень красивый комплекс для отдыха в условиях горной местности, в котором будут представлены все виды нашего замечательного прикладного искусства.

photo3

Какова ваша целевая аудитория?

– Целевая аудитория та же, что посещает сеть «Караван-групп», что называется, «средний класс», и гости, которых интересует прикладное искусство, на котором мы специализируемся. Этот комплекс называется «Сinaras», потому что там действительно много многовековых чинар. Открытие состоится уже скоро, нынешнем летом.

Спасибо вам за беседу. Было очень интересно. Надеемся на продолжение.

– Благодарю вас.

Источник: kultura.uz




Эта статья опубликована на сайте Krasota.uz (www.krasota.uz)
URL этой статьи: http://krasota.uz/interesno/4294