krasota.uz
RSS
Добавить статью Добавить статью
Добавить статьюРеклама на сайте
Народ поможет Народ поможет
Контакты Контакты
Праздники / Навруз

Норуз-Пируз!

В мартовскую слякоть я отправляюсь в зоомагазин – закупать большой аквариум с золотыми рыбками. Радостно объявляю продавцам, что рыбки мне нужны… чтобы достойно отпраздновать Новый год. На лице продавца явное недоумение, – мол, девушка, Новый год-то уже три месяца как наступил. Но меня не проведешь, весело отвечаю:
- Я  встречаю Новый, 1385-й год! Ноуруз – зороастрийский праздник.
 
Древние иранцы были зороастрийцами, огнепоклонниками. Хоть уже практически и позабыли заветы своей древней религии…И все же раз в году зороастрийский дух Ирана воскресает из мертвых. Происходит это в день весеннего равноденствия – когда, согласно персидскому календарю, один год сменяет другой.  Иранцы живут по солнечной хиджре, которая, кстати, признана одним из самых точных способов летоисчисления в мире. Первые шесть месяцев – по 31 дню, следующие шесть – по 30. Названия свои, персидские, ласкающие слух – фарвардин, тир, ордибехешт, азар, дей… С «христианским» календарем месяца не совпадают – зато в точности соответствуют датам знаков Зодиака, известным всем любителям гороскопов. Новый год, соответственно, приходится на 20-21 марта – но не абы на какой час (вроде нашей, фиксированной полночи). Астрономы до доли секунды высчитывают момент, когда солнце пройдет нужную точку: это может произойти и в три часа ночи, и в два часа дня (так, нынешний, 1384-й год  наступил аккурат в 16 часов 03 минуты 24 секунды).
Ноуруз (буквально переводится как «Новый день») – один из древнейших праздников на земле. Отмечался он уже две с половиной тысячи лет назад (не смотрите на нынешнюю новогоднюю дату – иранский календарь в свое время подогнали под свои нужды все те же мусульмане). Именно для празднования Нового года был выстроен роскошный Персеполис: целый город с двумя дворцами, куда в дни торжеств для приема послов и данников переезжал с двором властитель великой Персии. В течение двух недель роскошно украшенный  комплекс становился центром веселья, после чего его все покидали (собственно потому все сооружения Персеполиса очень неплохо сохранились). В те времена зороастрийские жрецы были в почете, но вот позднее им пришлось несладко. Мусульмане стремились полностью уничтожить «конкурирующую фирму» — зороастризм, и во многом преуспели. Но… убить Норуз – это утопия!
В современном Иране с празднованию Нового года готовятся загодя. Считается, что начинать новую жизнь надо в чистом доме – и иранские хозяйки в течение двух-трех недель наводят блеск в квартирах. Особое внимание – стеклам. Тегеранские многоэтажки в предпраздничные пятницы (выходной день в мусульманских странах) преображаются – отцы семейств вооружившись тряпками и ведрами с водой взбираются на подоконники и до блеска драют окна. Их женам тоже есть, чем заняться. Мало генеральной уборки, так надо еще на базар сбегать за всем необходимым: запастись всеми видами орехов, семечек и сладостей, которые традиционно едят на праздник. И, конечно же, купить подарки, новые ковры и побольше новой одежды, которую перед Норузом вручают детям. Считается, что тот, кто встретил Новый год одетым во все лучшее, только купленное, обязательно получит все, что пожелает.
Но главное еще впереди. У нас на Новый год принято наряжать елку. Своя «елка» имеется и у персов – накрытый скатертью стол, на котором разложена всякая еда и расставлены разные предметы. Да не просто так, а со значением – каждая вещь что-то символизирует. Называется вся эта красота «хафт син» или «семь «синов». «Син» — это буква персидского алфавита, с которой начинаются названия семи предметов (по большей части, съедобных), обязательных для встречи Нового года. Набор вещей может варьироваться, но в целом, хафт син в городских квартирах нынешних персов мало чем отличается от роскошного стола, который две тысячи лет тому назад слуги утром Нового года вносили в покои шаха.  Давайте перечислим волшебные символы (на некоторых фотографиях – тегеранские лавочки, в которых продают необходимые предметы):
 
Яблоко (Сиб) – представляет фрукты и здоровую пищу, должно принести хозяевам красоту и здоровье.
Сладкий пудинг из пшеничных ростков (Саману) – символ святости, представляет благодарность богу за дарованную в прошлом году пищу и зерно.
Чеснок (Сир) – символ природы и народной медицины, хранит здоровье членов семьи.
 Сумах – ягоды этого растения, как считается, цвета солнца, символизируют победу добра над злом, Ахура-Мазды над Ахриманом, а еще служат символом столь любимых иранцами специй.
Уксус (Серке) – символ старости, дарует столь необходимое в жизни иранцев терпение, а еще – символ чистоты.
Монеты (Секе) – как несложно догадаться, представляют богатство.
Гиацинт (Сомболь) (вместо него могут поставить и любой другой цветок, например, тюльпан) – символ весны и юности. Принято ставить столько цветов, сколько в семье детей.
Есть еще несколько предметов, без которых хафт-син не будет хафт-сином. За неделю-две до праздника иранские хозяйки приносят в дом семена пшеницы или чечевицы и проращивают их на влажной тряпочке – в тарелке или на подносе. В Ноуруз зеленые ростки (сабзе) украсят праздничный стол, став символом вечного возрождения природы.
Первый день Нового года в Иране — это первый день весны по персидскому календарю, когда даже в северных областях появляется первая травка и распускаются цветочные бутоны. Рядом с зеленью на хафт-син кладут и священный Коран (позднейшее привнесение в традицию), а если семья не религиозна – томик Хафиза, поэта, чьи прекрасные стихи о любви знает наизусть каждый иранец. Рядом ставят зеркало – символ чистоты и спокойствия жизни, в котором отражается свет свечей – символа счастья.  Еще на Ноуруз принято красить яйца (символ плодородия), что иранцы проделывают с большим удовольствием. Наиболее интересная часть хафт-сина – золотые рыбки, плещущиеся в специальной вазе. За неделю до Нового года во всех магазинах, парках, а то и просто на тротуарах появляются огромные аквариумы и ванночки, где каждый может подобрать себе «золотого кита» по вкусу – чем больше рыбка, тем больше счастья она принесет. Золотая рыбка – символ жизни и приятных сюрпризов, и покупают их по количеству членов семьи. 
Иногда к хафт-сину добавляют сосуд с водой, в котором плавает апельсин – он  символизирует нашу Землю в океане космоса.
Все съедобные части хафт-сина с удовольствием поедаются в течение двух праздничных недель. Дело хозяйки – вовремя заменять съеденное новыми продуктами, ставить новые свечи взамен догоревших и ухаживать за рыбками.
 
Еще за две недели до нового года  хафт-сины появляются в витринах всех уважающих себя магазинов, порой это настоящие произведения искусства.
Кстати, в Иране, как и в России в моду в последнее время входит китайский календарь – со всеми этими Петухами, Тиграми, Собаками и тому подобным. И неважно, что в Китае Новый год наступает в феврале. Если россиянам позволительно отмечать год Петуха уже в декабре-январе, то почему иранцы не могут отмечать его в марте? В честь такой радости владельцы одного тегеранского бутика даже запустили в свою витрину живых петухов – где те гордо расхаживали на потеху толпе.
 
Основное зороастрийское действо, предшествующее Ноурузу, приходится на вечер последнего вторника года. Называется оно «Чахар-шамбех-сури» или  «Ночь огня». Обычай велит разводить костры и прыгать через них, произнося специальную формулу „Возьми себе мою бледность, отдай мне свой румянец“ – чтобы огонь забрал все твои проблемы, а тебе взамен подарил радость и силы на весь следующий год. Костерки немаленькие – разбежаться надо как следует. Но костры – не самое страшное. Прогресс принес иранцам такие чудеса, как петарды, фейерверки и тому подобные радости. 
Представьте себе двор,  забитый народом, над которым беспрестанно свистят снаряды и грохают бомбочки.  «Летающие» бомбочки – самое страшное дело, поскольку невозможно предсказать, куда эта штука упадет. Еще веселее трубочки, из которых вылетают всякого рода снаряды. Если для нас в фейерверке важен не шум, а яркие, разноцветные узоры в небе, то иранской душе главное – чтобы грохнуло погромче и чтобы искр побольше.  Объясняют они это просто: «Никакой государственный или исламский праздник без салютов не обходится. А у нас – свои обычаи и мы против этого правительства. Нам нужен огонь, а не салюты!». Поэтому очень популярны те же бомбочки, огненные фонтаны и бенгальские огни (каждый старается взять в руку минимум штук пять одновременно). Поверьте, новогодние московские «бомбардировки» — ничто, по сравнению с Ночью огня. Часть фейерверков расстреливают довольно быстро – и недостаток шума пытаются возместить громкими криками. Кто-то жмет на гудок автомобиля, кто-то врубает на полную катушку  магнитолу, и на всю улицу разносится «Бора бора» — иранский хит, который крутит и московское Love Radio.
Наверное, смеяться над иранской молодежью не стоит. Чахар-шамбех-сури нынче превратился в своеобразный протест: против жизни, которая превращает тебя в старика, когда ты еще молод, против фальшивого траура и слез по очередному пророку, против запретов. Молодые люди танцуют на улицах, целуются в машинах и пьют, пусть и не в открытую. Полицейский заполнили город – но пока предпочитают стоять в сторонке. Вмешательство в эту ночь – себе дороже. При этом по официальным телеканалам о том, что творится в этот вечер в иранских городах – ни слова. Зато на следующее утро журналисты пустят в эфир всевозможные репортажи о раненых и пострадавших в результате «языческого праздненства» — и не преминут предложить молодежи развлекаться как-нибудь по-другому.
 
Пережившие Чахар-шамбех-сури собираются в Норуз в семейном кругу. В заранее объявленную минуту все должны собраться вокруг хафт-сина, желательно, взявшись за руки. Как Новый год встретишь, так его и проведешь – это примета международная. Из телевизора льется барабанная дробь и звон литавров – народная мелодия, под которую Норуз приходит уже не первое тысячелетие. После этого все друг с другом целуются, обмениваются пожеланиями здоровья и счастья или произносят молитву.  В первый день Нового года к столу подается особое блюдо, «сабзи-полоу» — рис, приготовленный с разными травами, а также специальным образом  сделанную рыбу.
Глава семейства раздает детям новенькие купюры, заранее припрятанные между страничек Корана. Малыши веселятся, слушая истории про Хаджи Фируза – иранского Деда Мороза. Он тоже носит красный колпак с красным халатом и бороду. Только одно необычно: в Иране Дед Мороз – чернокожий!  В иных иранских городах актеры, играющие Хаджи Фируза, по-прежнему выходят на улицу, смазав лицо черной краской – они бьют в бубен или звонят в колокольчики, возвещая победу весны и окончание зимы.
Старшие дарят подарки младшим – это называется «эйди», традиционный дар на Новый год. Работающие иранцы заранее получают эйди от начальников как своеобразный аналог тринадцатой зарплаты, порой весьма существенный.
Первые две недели Нового года иранцы проводят в блаженном безделье – в стране наступают официальные каникулы. Кто побогаче, отправляется отдыхать на Каспийское море или Персидский залив (столица страны, Тегеран, где живет около 12 миллионов человек, пустеет почти на треть!). Остальные придаются основному иранскому развлечению: ходят по гостям. Считается, что в эти дни надо увидеть максимальное число друзей и родственников. Сначала старшие приходят к младшим, дети к родителям, подчиненные к начальникам. Далее визиты следуют в обратном порядке – если, конечно, время останется.  Если к кому-то зайти не успеваешь, надо непременно позвонить или хотя бы отправить открытку с традиционным пожеланием: «Норуз-мобарак» («Благодатного вам Норуза!») или «Ноуруз-пируз!» («С веселым Норузом!»).
Тринадцатый день Нового года называют «Сиздах-бе-дар» («Тринадцатый-к-двери»). Его ни в коем случае нельзя проводить дома, поскольку число 13 считается несчастливым и в Иране. Все, от мала до велика, выезжают за город, на пикник, прихватит с собой побольше еды, коврики и любимый самовар.  Чтобы забрать из дома все дурное, что накопилось за прошлый год, пророщенную травку, все это время украшавшую хафт-син,  полагается бросить в какой-нибудь ручей. Молодые девушки, мечтающие о замужестве, завязывают траву узлом, произнося древнюю присказку: «Хочу следующий сиздах-бе-дар встречать в доме мужа, с ребенком на руках». Золотых рыбок также отпускают на волю – в пруды или фонтаны.
 И право слово – если Новый год начинается так весело, он просто не может не быть счастливым!
http://persia.ru/misc/no_rooz/
Опубликовано: 20 марта 2008, 10:25


Добавить в свой: Одноклассники


Последние статьи данного раздела
Последние комментарии
Гузал, мафтункор, сохибжамол булиш учун 1001 маслахат (давоми)
Dima
Salom qalesla Saqol chiqarish xaqida maslahat kerak
Обзор магазина Swarovski Crystallized
Samira
Здравствуйте ещё существует этот магазин
3 рецепта красоты из роз
Динара Салихова
Здравствуйте, Яна. Это наше упущение, но мы имели в виду не только покупные букеты, но и те, что ...
3 рецепта красоты из роз
Яна
Сейчас в розах столько химии, ведь они поступают к нам из заграницы как бы "опьяненные" консерван...
Обзор дома косметологии «Burda» (обновленное)
Дарья
Здравствуйте Линара,скажите пожалуйста сколько стоит обучение на косметолога на данный момент?
БУЙ УСТИРИШ
Shoxruh
Yowim 17da b6yim 165sm bo'y o'stirish haqida maslahat berila
Гузал, мафтункор, сохибжамол булиш учун 1001 маслахат (давоми)
дилрабо
йок бизлар хар доим тугри маслахат берамиз
Гузал, мафтункор, сохибжамол булиш учун 1001 маслахат
Timur
Йигитларга хам фойдаси борми?
Гузал, мафтункор, сохибжамол булиш учун 1001 маслахат (давоми)
Timur
Сизлар берайоткан маслахатларни зарари йокми ?
Гузал, мафтункор, сохибжамол булиш учун 1001 маслахат (давоми)
дилрабо
мени кузим битаси кичик яна битаси катта кичик кузларимни ковоклари осилган шу кузларимга маслаха...

Krasota.uz находится
в зоне Tas-IX
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Подписка
Опрос
На что именно из приведенного ниже списка вы бы хотели получить скидку в 50%?

Фото месяца
Случайное фото
Консультации
Консультирует Виктория Анисимова: врач-диетолог, специалист в области лечебного и профилактического питания
Консультирует фитнес-инструктор Рахимова Зарина
Консультирует косметолог-визажист Баратьянц Екатерина Рудольфовна
Народ поможет
нужна гадалка
добрый день! Мне срочно необходима гадалка, которая очищает, отливает и все прочее. Есть ли у кого кто на примете? Только те, кто реально помогает. Тут годика полтора назад говорили про девуш...
Помогите найти человека в Ташкенте
Здравствуйте, пожалуйста, помогите найти Антонова Бориса Николаевича, 55 года рождения. Или кого-нибудь из Антоновых. Почти 30 лет назад они жили в Ташкенте на ул. Московской (или Новомосковской)и ...
официальный брак или никах?
Привет всем, есть такой душещипательный вопрос.. я живу с парнем узбеком больше полугода.. недавно пошли в мечеть - прочитали никах, но -- все было похоже на какой-то фарс -- имам привел свид...
Материалы присылайте на адрес: info@krasota.uz
Сайт зарегистрирован в Узбекском Агентстве
по Печати и Информации
Свидетельство №0415 от 16.07.2007

Интернет-ресурс «Info Xizmati» Brand.uz
О проекте  |  Реклама на сайте  |  Правила пользования  |  О редакции  |  Положение для читателей сайта
Сайты сети Brand.uz
Все о материнстве   Сайт для настоящих мужчин        
Сообщество гурманов   
© 2002—2019. Krasota.uz — электронный женский журнал.
При использовании авторских материалов активная ссылка на сайт обязательна!
На удачу!